Тренажеры и обучающие системы / Учебно-действующие образцы - НИИ "Центрпрограммсистем"

Тренажеры и обучающие системы

Направления деятельности

Статистика




Яндекс цитирования

Тренажеры и обучающие системы / Учебно-действующие образцы

Одним из важных направлений деятельности предприятия в области компьютерного тренажеростроения является создание учебно-действующих образцов (УДО) средств, комплексов и систем различного назначения для обеспечения подготовки оперативного персонала. В их числе УДО средств управления выдачей электроэнергии потребителям для атомных станций, учебное действующее оборудование комплексов и систем радиоэлектронного вооружения кораблей, средств управления общекорабельными системами подводных лодок.

Такое учебное действующее оборудование создается нами на основе выведенных из эксплуатации и переданных в учебные центры или ВМУЗы образцов вооружения и военной техники (ВВТ) по следующей типовой схеме.

1. Проводится модернизация составных частей исходного образца. Как правило, наиболее значительной переделке подвергается терминальное оборудование - пультовые приборы, рассчитанные на систематическое операторское обслуживание. Именно они и составляют в последующем основу автоматизированных рабочих мест обучающихся операторов. При этом внешний вид приборов, их лицевые панели сохраняются неизменными; модернизации подвергается «начинка» приборов и приборных стоек, их электроника и электромеханика. «Штатные» схемотехнические решения, нередко 20–30-летней давности, реализующие их электронные/электромеханические блоки заменяются новыми, с применением самых совершенных устройств и комплектующих изделий современной микрорадиоэлектроники. Новые решения рассчитаны на то, чтобы превратить пультовые приборы в специализированные терминальные устройства с вынесенным компьютерным управлением и внешней обработкой данных. Обновляется внутренняя разводка проводов и кабелей. Проектируется заново и изготавливается система электропитания оборудования. Она рассчитывается на подключение к обычной сети электроснабжения, все «экзотические», характерные для штатных условий эксплуатации устройства электропитания по возможности исключаются.

2. Создаются так называемые «устройства сопряжения с объектами» - УСО, предназначенные для поддержки функционирования пультовых приборов в их новом облике. Они обеспечивают:

  • интеграцию учебного действующего оборудования в образец ВВТ;
  • имитацию работы других приборов и устройств образца ВВТ, в состав которого входят эти пультовые приборы;
  • техническое сопряжение и информационно-логическое взаимодействие с другими учебно-тренировочными средствами (УТС) при интеграции УДО в комплексы или системы УТС.

Основой УСО является персональный компьютер со специально созданным для решения указанных задач и установленным на него программным обеспечением. Зачастую в состав специального программного обеспечения компьютера УСО включаются диалоговые компоненты, поддерживающие функции контроля и управления процессами имитационного моделирования среды, в которую «погружается» УДО. В таком случае УСО может служить еще и автоматизированным рабочим местом инструктора, а пультовые приборы совместно с УСО можно использовать в качестве автономного специализированного тренажера.

3. В необходимых случаях формируется аппаратно-программный комплекс поста руководства обучением - ПРО. Также как и в чисто компьютерных УТС, в комплексных тренажерах и федерациях УТС, включающих учебно-действующее оборудование, он служит их системообразующим элементом. В число его функций входят такие, как управление конфигурацией интегрируемых компьютерных средств и УДО, моделирование единой для всех участников объединения тактической, фоновой, помеховой и сигнальной обстановки, управление процессом моделирования, планирование и мониторинг учебного процесса. Особо значимыми функциями, возлагаемыми на ПРО, который еще иначе называют штабом руководства учебным мероприятием, являются поддержка информационного взаимодействия федератов и подыгрыш за недостающие сопрягаемые элементы.

В результате мы получаем системные решения в диапазоне от автономного специализированного тренажера на основе УДО до комплекса или системы УТС тактического и оперативно-тактического уровня, включающей наряду с компьютерными имитаторами элементы в виде УДО. В них эффективно сочетаются достоинства учебных действующих пультовых приборов, практически неотличимых от настоящих, с преимуществами и уникальными возможностями компьютерных средств имитационного моделирования, планирования, контроля и управления учебным процессом.

Примерами разработок такого рода являются УДО систем управления оружием различных видов, информационно-управляющих систем, систем навигации.